Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального
контроля в сфере благоустройства на территории
Беловского сельского поселения на 2024 год
1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики.
1.1. Видом осуществляемого муниципального контроля является муниципальный контроль в сфере благоустройства на территории Беловского сельского поселения (далее - контроль в сфере благоустройства).
1.2.Предметом контроля в сфере благоустройства является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) Правил благоустройства Беловского сельского поселения (далее - Правила благоустройства), требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (далее также - обязательные требования).
1.3. Контроль в сфере благоустройства осуществляется администрацией Беловского сельского поселения (далее - контрольный орган).
1.4. Контрольный орган осуществляет контроль в сфере благоустройства за соблюдением Правил благоустройства.
1.5. Контрольный орган осуществляет контроль в сфере благоустройства, в том числе посредством проведения профилактических мероприятий.
1.6. Контролируемыми лицами при осуществлении контроля в сфере благоустройства являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане.
1.7. Объектами контроля в сфере благоустройства (далее - объекты контроля) является:
- деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, связанных с соблюдением Правил благоустройства Беловского сельского поселения;
- объекты и элементы благоустройства Беловского сельского поселения, предусмотренные Правилами благоустройства, прилегающие территории, границы которых установлены Правилами благоустройства.
1.8. В рамках осуществления контроля в сфере благоустройства уполномоченные лица контрольного органа руководствуются следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральным законом or 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- Решение земского собрания Беловского сельского поселения от 26.10.2023 № 16 «Об утверждении Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории Беловского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области»;
Полный перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля в сфере благоустройства, публикуется на официальном сайте органов местного самоуправления Беловского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области.
1.9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» были установлены особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства в 2022 году, в рамках которых был введен мораторий на плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом, если объект контроля не отнесен к высокой или значительной категории риска.
Действия должностных лиц, в рамках осуществления контроля в сфере благоустройства, были направлены па проведение профилактических мероприятий.
С целью профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на территории Беловского сельского поселения была утверждена Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Майского сельского поселения на 2023.
Основными мероприятиями при проведении контроля в сфере благоустройства в 2022 году, в том числе с учетом введенных ограничений, были профилактические мероприятия - консультирование, информирование.
1.10. Профилактическая деятельность контрольного органа направлена на решение следующих проблем:
- неверное понимание существующих обязательных требований контролируемыми лицами, что может привести к нарушению ими отдельных положений законодательства Российской Федерации;
- сознательное бездействие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в части исполнения обязательных требований Правил благоустройства.
2. Цели и задачи реализации программы профилактики
2.1. Целями реализации программы профилактики являются:
- предупреждение нарушений, контролируемыми лицами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
2.2. Задачами программы профилактики являются:
- укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, установленных законодательством, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников контрольной деятельности;
- повышение правосознания и правовой культуры контролируемых лиц.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
3.1. В соответствии с Положением о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории Беловского сельского поселения проводятся следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережений;
- консультирование;
- профилактический визит.
Информирование осуществляется контрольным органом по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте органов местного самоуправления Беловского сельского поселения в сети «Интернет» (далее - официальный сайт) в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности (доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы официального сайта), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Контрольный орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на официальном сайте в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности, сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Контрольный орган также вправе информировать население Беловского сельского поселения на собраниях и конференциях граждан об обязательных требованиях, предъявляемых к объектам контроля. Обобщение правоприменительной практики осуществляется контрольным органом посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах.
По итогам обобщения правоприменительной практики должностными лицами, уполномоченными осуществлять контроль, ежегодно готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению контроля в сфере благоустройства и утверждаемый распоряжением администрации Беловского сельского поселения. Указанный доклад размещается в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом, на официальном сайте в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований объявляются контролируемому лицу в случае наличия у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждения данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Предостережения объявляются (подписываются) главой (заместителем главы) администрации Беловского сельского поселения не позднее 30 дней со дня получения указанных сведений. Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа и направляется в адрес контролируемого лица.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований оформляется в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 г. № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».
Объявляемые предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований регистрируются в журнале учета предостережений с присвоением регистрационного номера.
В случае объявления контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении указанного предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается контрольным органом в течение 30 дней со дня получения. В результате рассмотрения возражения контролируемому лицу в письменной форме или в форме электронного документа направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением в ответе указываются соответствующие обоснования. Сроки (периодичность) их проведения - в течение года, при наличии оснований.
Консультирование контролируемых лиц осуществляется должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных мероприятий и не должно превышать 15 минут.
Личный прием граждан проводится главой (заместителем главы) администрации (или) должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности.
Консультирование осуществляется в устной или письменной форме по следующим вопросам:
- организация и осуществление контроля в сфере благоустройства;
- порядок осуществления контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением;
- порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, уполномоченных осуществлять контроль;
- получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется контрольным органом в рамках контрольных мероприятий.
Консультирование контролируемых лиц в устной форме может осуществляться также на собраниях и конференциях граждан.
Консультирование в письменной форме осуществляется должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль, в следующих случаях:
- контролируемым лицом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования;
- за время консультирования предоставить в устной форме ответ на поставленные вопросы невозможно;
- ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений.
При осуществлении консультирования должностное лицо, уполномоченное осуществлять контроль, обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц, уполномоченных осуществлять контроль, иных участников контрольного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного мероприятия экспертизы, испытаний.
Информация, ставшая известной должностному лицу, уполномоченному осуществлять контроль, в ходе консультирования, не может использоваться контрольным органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
Должностными лицами, уполномоченными осуществлять контроль, ведется журнал учета консультирований.
В случае поступления в контрольный орган пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте в специальном разделе, посвященном контрольной деятельности, письменного разъяснения, подписанного главой (заместителем главы) администрации или должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль. Сроки (периодичность) их проведения - в течение года, но мере необходимости.
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер. Сроки (периодичность) их проведения - в течение года, по мере необходимости.
4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
4.1. Ожидаемый результат программы профилактики - снижение количества выявленных нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами при увеличении количества и качества проводимых профилактических мероприятий.
4.2. Для оценки мероприятий по профилактике нарушений и в целом программы профилактики нарушений по итогам календарного года, с учетом достижения целей программы профилактики нарушений обязательных требований соблюдение которых оценивается при проведении контроля в сфере благоустройства устанавливаются следующие показатели:
доля профилактических мероприятий в объеме контрольных мероприятий, %;
Показатель рассчитывается как отношение количества проведенных профилактических мероприятий к количеству проведенных контрольных мероприятий. Ожидается ежегодный рост указанного показателя.
4.3. Отчетным периодом для определения значений показателей является календарный год.
4.4. Результаты оценки фактических (достигнутых) значений показателей включаются в ежегодные доклады об осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства.